Как защитить нашего туриста за границей?

События последних недель показали, что покупка туристической путевки за границу вовсе не гарантирует человеку приятный отдых в выбранной им стране. Достаточно вспомнить ситуацию, в которой оказались клиенты одного из крупнейших туроператоров страны «Ланта-тур вояж». Из-за финансовых проблем компании тысячи людей не смогли вылететь по путевкам на отдых за границу, возникли проблемы у туристов и за рубежом.


Испортить отдых могут как финансовые проблемы туроператоров, так и форс-мажорные ситуации, которые могут возникнуть в чужой стране. И для защиты наших туристов за рубежом тех норм, которые прописаны в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ», недостаточно. В этом уверен ивановский сенатор Юрий Смирнов. На днях он принял участие в совещании, проходившем в Госдуме, где обсуждался вопрос совершенствования законодательства по обеспечению безопасности туристов. Кроме депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, в совещании рабочей группы участвовали представители Минспорттуризма РФ, Ростуризма, Роспотребнадзора, представители крупных туроператоров и страховых компаний.

- Как показывает жизнь, степень ответственности туроператоров за предоставляемые услуги недостаточная, ее надо ужесточать, - считает Юрий Смирнов. - И прежде всего - за счет увеличения размера финансового обеспечения, привязав его к реальному годовому обороту конкретного туроператора. В настоящее время максимальный размер страховых гарантий составляет 100 млн рублей, и в некоторых случаях этой суммы не хватает для компенсационных выплат пострадавшим туристам. В ближайшее время для крупных туроператоров с годовым оборотом не более 1 млрд рублей сумма финансового обеспечения со 100 млн может увеличиться до 200 млн рублей. А для туроператоров с годовым оборотом более 1 млрд рублей — 200 млн плюс 10% от средств более 1 млрд рублей.

Заслуживает внимания и идея отдельно страховать каждый тур. Эта предлагаемая мера лишь на первый взгляд кажется излишней.

- Дело в том, что в настоящее время страхуется ответственность туроператора в целом. И получение туристами компенсации за несостоявшийся или испорченный по вине компании отдых затягивается на большие сроки. Сначала люди обращаются к туроператору, тот — в страховую компанию… Например, клиенты крупного оператора «Капитал-тур», обанкротившегося в прошлом году, до сих пор не получили компенсационные выплаты. Индивидуальное же страхование тура можно сравнить со страхованием авто. Вы можете застраховать свою поездку, свой отдых на ту сумму, на которую сочтете нужным. Причем сделать это можно напрямую со страховой компанией, у которой с туроператором будет заключен договор.

Правда, дополнительная защита в виде покупки страхового полиса на отдельно взятый тур повлияет, пусть и весьма незначительное, на стоимости тура. По предварительным подсчетам, полная страховка повысит стоимость тура максимум на 10%. Частичная — в пределах нескольких процентов. Однако индивидуальная страховка каждого тура позволит до минимума свести возможные потери туриста.

Причинами испорченного отдыха за границей могут не только финансовые проблемы туроператора, но и форс-мажорные ситуации. В качестве примеров достаточно назвать недавние волнения, приведшие к революциям в Тунисе, Египте, или наводнение в Таиланде.

- Забота о туристах, об их безопасности в таких обстоятельствах ложится на плечи туроператоров. От них требуют брать на себя решение всех вопросов, связанных с пребыванием туристов и их быстрым вывозом из страны, где происходят волнения или стихийные бедствия, - продолжает Юрий Смирнов. - Считаю такую позицию неправильной, поскольку решающую роль в заботе о своих гражданах за рубежом, оказавшихся в эпицентре опасных явлений, должно играть государство. Вот почему я предлагаю прописать в законе норму о действиях представителей различных федеральных органов на территории иностранного государства в случае возникновения там форс-мажорных ситуаций. Также следует предусмотреть ответственность посольств, консульских служб, того же Ростуризма, чтобы до минимума свести мытарства наших туристов за рубежом в случае экстремальных ситуаций.


Впрочем, часть проблем, которые могут возникать у наших туристов за границей, могут взять на себя так называемые саморегулируемые организации (СРО), о создании которых также шла речь на этом совещании. По словам сенатора, таких саморегулируемых организаций в России может быть несколько. Одной такой организации для ЦФО, пожалуй, будет недостаточно. А вот на несколько регионов достаточно и одной. За счет чего же эти СРО получат возможность решать проблемы туристов? За счет резервного фонда, сформированный при каждой СРО. Такой, условно говоря, стабфонд помощи туристам даст возможность оказывать финансовую помощь в случае затруднительного положения у российских туристов. Ведь нередки ситуации, когда люди приезжают на отдых, не имея при себе достаточной суммы денег.
- Допустим, прилетел человек на курорт, но его из-за возникших у туроператора проблем туриста отказываются заселять в отель, хотя путевку он оплатил, ваучер на заселение при нем. А вот денег даже на обратный билет у него нет. Так вот, за счет этого резервного фонда при СРО турист оперативно мог бы получить средства на покупку авиабилета, и, вернувшись домой, спокойно разбираться с компанией, по вине которой был испорчен отдых, - добавил сенатор.

Все эти предложения требуют тщательной, но в то же время оперативной проработки как с федеральными органами власти, отвечающими за туристскую сферу, так и с крупными игроками на этом рынке: с туроператорами, страховыми компаниями. Ивановский сенатор уверен, что в результате в законе появятся четко прописанные нормы, которые позволят избавить наших соотечественников от мытарств за границей.
 

20.02.2012  •  Сайт сенатора Ю.В.Смирнова  •