Cенатор Ю.В.Смирнов о разграничении полномочий между разными уровнями власти

Член Совета Федерации Юрий Валентинович СМИРНОВ дал комментарий региональному журналу «ВЛАСТЬ. Ивановская область» (февраль, № 2, 2012 г.) по проблеме перераспределения полномочий между разными уровнями власти.

- Проблемой разграничения полномочий между различными уровнями власти Совет Федерации занимается очень плотно. Так, к сентябрю прошлого года из 83 субъектов РФ к нам поступило около тысячи предложений, касающихся этого вопроса. Итогом тщательного анализа стали 44 полномочия, которые следовало бы передать с федерального уровня на региональный, а 35 полномочий наоборот — с регионального на федеральный, - рассказывает сенатор. Например, на федеральный уровень следовало бы передать такие полномочия, как материальная поддержка тружеников тыла в годы ВОВ. То же самое касается и обеспечения мерами социальной поддержки жертв политических репрессий. Ведь, согласитесь, вопрос государственный, и именно государство должно заботиться об этой категории граждан. Но поскольку в разных субъектах разный уровень бюджетной обеспеченности, то и уровень поддержки везде неодинаковый. Также следовало бы передать на федеральный уровень и такое полномочие, как обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня, к сожалению, во многих регионах тысячи сирот до сих пор не обеспечены жильем в соответствии с законом.


Приведу еще несколько примеров полномочий, которые должны исполняться на федеральном, а не на региональном уровне. Это организация и тушение пожаров силами государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров и пожаров в закрытых административных территориальных образованиях (ЗАТО). Эти полномочия сегодня делегированы регионам. Задача по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих острых и хронических прогрессирующих редких заболеваний, в настоящее время находится в ведении субъектов РФ. Как известно, указанные в утверждаемом правительством РФ перечне заболевания приводят к значительному сокращению жизни, их лечение весьма дорогостоящее. Но во многих регионах, особенно дотационных, есть проблемы с лекарственным обеспечением этой категории граждан. Поэтому предлагается это полномочие «повысить», передав с регионального на федеральный уровень.

Что касается передачи полномочий с федерального уровня на региональный, очень много пожеланий со стороны субъектов РФ касаются таких сфер жизни, как отношения в сфере лесо- и недропользования, земельных и водных отношений, вопросов экологии, животного мира и проч. Так, предлагается передать с федерального на региональный уровень государственный контроль в сфере охраны окружающей среды и т.н. экологический контроль над объектами хозяйственной деятельности, установление нормативов выброса вредных веществ в атмосферный воздух и установление нормативов образования отходов в части объектов хозяйственной и иной деятельности. Или, например, перевод сельскохозяйственных угодий и земель сельхозназначения в другую категорию, правда, в порядке, установленном федеральным законом. Отмечу еще одно полномочие, которое стоило бы передать регионалам, - организация и проведение конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка на осуществление товарного рыболовства. Его передача позволит оперативно принимать решения по организации и проведении конкурсов, исключить дополнительные административные ограничения, что в итоге положительно скажется на развитии рыбохозяйственных комплексов. Осуществление контроля за перевозкой пассажиров и багажа легковыми такси также логичнее отдать регионам. Пока же в соответствии с действующим законодательством органы государственной власти субъектов РФ уполномочены лишь выдавать разрешения на осуществление данного вида деятельности, а контроль за соблюдением условий и требований непосредственно при перевозках лежит на федеральных органах власти. Согласитесь, это нонсенс.

Однако и регионы занимаются исполнением некоторых полномочий, которые разумнее было бы передать на муниципальный уровень. Например, отлов и содержание безнадзорных животных, тех же собак. По сути, решением этой проблемы должны заниматься муниципалитеты. У региональной власти есть заботы куда важнее.

При этом надо понимать: при передаче обязательств с федерального на региональный и с регионального на муниципальный уровни за каждым из полномочий следом должны «двигаться» и деньги на их исполнение. При передаче не подкрепленных финансами полномочий ожидаемого результата мы не получим. В то же время общая сумма денежных средств, передаваемая с одного уровня власти на другой, должна корректироваться с учетом тех средств, которые останутся при передаче полномочий с регионального на федерального уровня в субъектах РФ.

Подготовленные Советом Федерации предложения уже направлены в специальную правительственную комиссию под руководством Д. Козака, с которым верхняя палата плотно взаимодействует по данному вопросу. Назвать же конкретные сроки, когда все 44 полномочия с федерального уровня будут переданы на региональный, а 35 с регионального на федеральный, пока сложно. Ведь помимо предложений Совета Федерации, бесспорно, будут поступать и предложения от других федеральных структур.

Но самое главное — начавшаяся работа уже приобрела системный характер. И, ускорив ее, мы сможем в итоге добиться более эффективного развития экономики территорий.


 

16.02.2012  •  Сайт сенатора Ю.В.Смирнова  •