Юрий СМИРНОВ: «Нужен закон о спорте в школе»

На совместном заседании президиума Госсовета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта, состоявшемся в подмосковном Одинцове, президент РФ Дмитрий Медведев указал на необходимость коренной модернизации система физического воспитания в образовательных учреждениях.

Смирнов Ю.В.

Этой проблеме на протяжении последнего времени серьезное внимание уделяет и первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту Юрий Смирнов. По его словам, создание эффективной модели управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях - необходимое условие социально-экономического развития субъектов РФ

— Последнее время очень много говорится о необходимости улучшения демографической ситуации. С каждым годом численность населения сокращается, да и уровень здоровья наших людей, в том числе молодых, оставляет желать лучшего. Развитие массовых видов физической культуры и спорта как раз и является одной из мер по реальному оздоровлению населения и “сбережения нашего народа”, как очень точно сказал Александр Солженицын.

— То есть рекорды — это очень хорошо, они работают на престиж страны, но при этом важно не забывать о массовом спорте?

— Конечно. России нужны и высшие достижения в спорте, но не менее необходима коренная модернизация подходов к развитию массовой физической культуры и спорта, прежде всего в учебных учреждениях. В стране более 14 миллионов школьников, в каждой школе в принципе есть спортзал. Но, к сожалению, эти залы представляют собой жалкое зрелище. Часто весь их инвентарь — козел, брусья и канат, смонтированные лет сорок назад. Сами помещения десятилетиями не ремонтировались. Преподавание ведется педагогами, некоторым из которых далеко за пятьдесят лет, как правило, самыми низкооплачиваемыми в школе. Они работают, можно сказать, из любви к своему делу, из приверженности принципам, которые были заложены во времена Советского Союза. Эти же энтузиасты ведут секции при школах, и благодаря им часть детей имеет возможность заниматься спортом. Если эта ситуация будет сохраняться без изменений, у нас в ближайшее время вообще не останется педагогических кадров по этой специальности.

— Но зарплаты детского спортивного тренера, школьного педагога по физкультуре такие, что глупо надеяться на приток в эту профессию молодых кадров...

— Если, например, преподаватели математики или иностранного языка имеют дополнительную нагрузку и за счет этого могут увеличить свой месячный заработок, то у преподавателя физкультуры этой возможности нет. Как правило, учителям физкультуры дают не больше восемнадцати часов в неделю, а их зарплата составляет в лучшем случае 4,5 тысячи рублей в месяц. У проблемы есть и другая сторона. Наши дети имеют смутное представление о том, что такое физическая культура и как она влияет на состояние здоровья, общий тонус и гармоничное развитие человека. Поэтому считаю целесообразным введение в школьную программу курса теории физической культуры и спорта.

Назрела необходимость разработать на федеральном уровне и принять нормативы материально-технического обеспечения школьных спортзалов и спортплощадок инвентарем. И эти нормативы должны выполняться неукоснительно. В случае недостатка денег в региональных и муниципальных бюджетах нужно выделять субсидии из федерального бюджета. Строить спортивные комплексы – дело хорошее, но при этом мы должны понимать: через них не охватить и малой толики населения.

— Они недоступны жителям малых городов и сел?

—Где эти комплексы строятся, местные власти хватаются за голову: а за счет каких ресурсов им эти объекты содержать? Денег в бюджетах на это, как правило, нет. В случае если пойти по пути развития массового спорта через школы, ситуация будет совершенно другая. Ничего нового изобретать не придется. Школьные спортзалы есть в каждом поселении. Если ввести в школах дополнительную штатную единицу по физкультурно-массовой работе, дети смогут в свободное от учебы время заниматься любимыми видами спорта. При этом следовало бы рассмотреть вопрос об обязательном создании секций по различным видам спорта в зависимости от желания детей с соответствующим финансовым сопровождением на спортинвентарь и оплату труда тренеров.

Основы здоровья, полезные черты характера закладываются благодаря спорту. Мое детство прошло в маленьком приволжском поселке. Помню, как после занятий мы бегали на лыжах вокруг школы, занимался с нами наш учитель физкультуры — секция была его дополнительной и, конечно, оплачиваемой педагогической нагрузкой. Я участвовал в соревнованиях, получил первый спортивный разряд по лыжному спорту. Позже посещал секцию вольной борьбы, где получил навыки самозащиты. Спорт был самым эффективным воспитательным инструментом — дети думали не о том, как убить время после школы, а как успеть на тренировку. Нам было не до курения, спиртных напитков и хулиганства на улицах. Время оставалось только на то, чтобы помочь матери по хозяйству и сделать уроки.

— Занятия были доступны практически каждому ребенку. Сегодня тренеры занимаются только с наиболее перспективными, остальные, как правило, остаются вне спорта?

— Если мы узаконим создание секций в школах, выделим ставки на преподавание и найдем людей из бывших спортсменов, которые смогут работать с пользой для себя и для детей, уверен, результат получим быстрый и позитивный.

И второй важный момент. Сегодня очень остро стоит вопрос о продолжительности жизни россиян. Президент поставил задачу продлить ее до 80 лет. Многие люди пенсионного возраста готовы заниматься спортом. Они могли бы делать это в спортивных залах при школах за неимением других, особенно в сельской местности. От властей потребуется опять-таки соответствующее финансовое сопровождение — оно небольшое, чтобы в залы при школах смогли приходить люди любого возраста. Можно охватить все наше население спортом без особых, честно говоря, в масштабах государства затрат.

Предлагаемая схема значительно дешевле строительства спортивных комплексов, которые тащат за собой массу проблем на их содержание.

- Важные задачи в развитии массовой физической культуры и спорта призваны решать соответствующие федеральные целевые программы (ФЦП).

- К сожалению, нередки случаи, когда в ФЦП “Развитие физической культуры и спорта на 2006—2015 годы” попадают объекты, на которые еще не готова проектно-сметная документация. Средства из федерального бюджета на них выделяются, но регионы вынуждены отказаться от них, так как не успели подготовить необходимые документы. Перебросить выделенные деньги с одного объекта на другой, где проектно-сметная документация подготовлена и уже начато строительство за счет местных или региональных бюджетов, крайне трудно. Такая процедура требует прохождения значительных бюрократических барьеров. Поэтому предлагаю упростить порядок и сократить сроки перевода денег в рамках ФЦП с одного объекта на другой.

Не нужно отмахиваться скопом от всего, что было в прошлом и хорошо работало. В стране проводилось много детских и юношеских соревнований, олимпиад, существовала система сдачи норм ГТО. Мы были спортивной страной. Практически все дети были охвачены спортом. В разы меньше было детской и подростковой преступности, пьянства, о наркотиках на селе и не слышали. Спорт дает здоровье, физическое и нравственное, и начинать нужно с младшего возраста. Занятия физкультурой и спортом должны быть обязательной составной частью развития.

— Учителя и родители приводят массу причин, почему дети не могут заниматься спортом, очень дорогой спортивный инвентарь, например. Но ведь занимались и с самым минимумом инвентаря?

— Было время, когда каждый двор, каждая улица имела свою футбольную и хоккейную команду. Был какой-то спортивный дух в мальчишках — выходили на пустырь, отмечали камушками или портфелями ворота и дотемна гоняли мяч. Состязались класс на класс, улица на улицу. А зимой замерзал близлежащий пруд, его расчищали и до весны гоняли там шайбу. Не нужен был ни дорогостоящий инвентарь, ни особая форма. Время и силы на спорт находились. Поэтому и люди были тогда здоровее, и проблем с комплектованием армии практически не было.

Если мы действительно повернемся лицом к спорту, будем надлежащим образом ценить профессию педагога-физкультурника, займемся модернизацией спортивных залов и оснащением их для начала хотя бы самым доступным инвентарем — отдача не заставит себя ждать.

— Что здесь зависит от региональных и местных властей?

— Многое. Во всех регионах и муниципалитетах есть программы по развитию спорта, комиссии и чиновники, формирующие такие программы и отвечающие за их выполнение. Введение обязательных нормативов оснащения школьных спортзалов позволило бы местным и региональным властям перейти от декларации намерений к реальному возрождению массового спорта.

— Кто должен разработать такие нормативы — Министерство образования, Минздрав?

— Вновь созданное Министерство спорта при участии Минздрава и Минобразования РФ. Учитывая важность проблемы, следует ввести эти нормативы федеральным законом на всей территории страны.

 

27.10.2008  •  Сайт Сенатора Смирнова Ю.В.  •